Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

зенон из китиона

Энциклопедический словарь

Зено́н из Китиона (на о. Кипр) (между 336 и 332 - между 264 и 262 до н. э.), древнегреческий философ. Около 300 в Афинах основал школу стоиков; см. Стоицизм.

* * *

ЗЕНОН из Китиона - ЗЕНО́Н из Китиона (лат. Zeno, греч. Зи́нон) (334/333 до н. э., Китий (Китион), Кипр - 262/261 до н. э., Афины), древнегреческий философ, основатель стоической школы (см. СТОИЦИЗМ). Потомок выходцев из Финикии, сын купца Зенон около 311 года с торговыми целями прибыл в Афины. Близ Пирея его корабли потерпели крушение и Зенон остался жить в Афинах. Он слушал киника (см. КИНИКИ) Кратета, академика Полемона, мегариков (см. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА) Стильпона и Диодора Крона; совокупность этих влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию (см. ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ), учение сицилийских врачей-«пневматиков (см. ПНЕВМА)», а также перипатетическую (см. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма (см. СТОИЦИЗМ).

Около 300 года Зенон основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика», где преподавал Зенон. Среди 25 сочинений Зенона (сохранились только фрагменты) выделяются: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или о природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе». Зенон сформулировал основные принципы стоической философии: 1) космос - это одушевленный организм, разумный и чувственно воспринимаемый; 2) Зевс-Логос управляет космосом и отождествляется с природой; 3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство мира и придает ему внутреннюю одухотворенность; 4) заимствованное у Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) положение о циклическом возникновении и уничтожении миров. Цель жизни, согласно Зенону, состоит в достижении безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обстоятельств и следовании разумной природе (Логосу).

Идеальным обществом Зенон считал государство, в котором не будет денег, судов, семьи и брака. Из утверждения о существовании единого космоса Зенон выводил мысль о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального происхождения. Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения Зенона в его полном виде, они свидетельствуют, что Зенон наметил школьную догматику, как минимум, во всех основных частях (включая разработку базовой оригинальной терминологии) и позволяют выяснить специфику его позиции по отдельным вопросам. Предложенная Зеноном схема построения и изложения учения - логика-физика-этика (Клеанф и Хрисипп (см. ХРИСИПП) допускали иное расположение частей) - подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы.

Зенон разработал учение о «постигающем представлении» и ввел соответствующий термин (52 сл.), задав, таким образом, номиналистические (см. НОМИНАЛИЗМ) (критика теории «идей») параметры стоической гносеологии (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ); формальной логикой не занимался. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме (см. ПНЕВМА), о причинности и космических циклах (85 сл.), а также заложил основы космологии (мироздание - система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром - 115 сл.), телеологии (см. ТЕЛЕОЛОГИЯ), мантики (см. МАНТИКА) и учения о судьбе (152 сл.). В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа (см. ХРИСИПП), рассматривал влечения (включая их пара-рациональную этическую разновидность - «страсти») как эпифеномены суждений разума (205; 209).

В этике Зенон предложил объективные «природные» масштабы целеполагания и сформулировал «конечную цель» как «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и «безразличном») (178 сл.). Вместе с тем, распространенное мнение, согласно которому учение о «первичной склонности» сформулировано и терминологически оформлено Зеноном, не находит убедительного подтверждения в сохранившихся фрагментах (197-198). Единая добродетель, понимаемая (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состояние души (diavqesi), приобретает видовую специфику сообразно обстоятельствам своего применения (199-204); вероятно, уже Зенон соединял добродетель и счастье аналитически (в духе школьной догмы «добродетели довольно для счастья»).

Формальным завершением этики служит учение о мудреце - автаркичном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе» (216 сл.). Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ - 262), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, (см. СТОИЦИЗМ) было, вероятно, сформулировано в «Государстве» - одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным киническим влиянием. К числу наиболее известных учеников Зенона принадлежали Аристон, Герилл, Дионисий, Персей, Сфер и Клеанф. Свою жизнь Зенон покончил самоубийством.

Большой энциклопедический словарь

Зено́н из Китиона (на острове Кипр) (между 336 и 332 — между 264 и 262 до н. э.), древнегреческий философ. Около 300 в Афинах основал школу стоиков.

Полезные сервисы